Hello!

Hello Everybody!!!
I've been working as a teacher since 1971.I graduated from the Pedagogical Institute , the department 'Chemistry in English' and began teaching both subjects Chemistry and English. Now I'm an English teacher and work in the StPetersburg Gymnasium. I'm free to choose my own teaching methods, programmes and evaluating techniques.So, I have the opportunity of carrying out independent experimental work, using my own materials. I enjoy developing new classroom and extra-curriculum activities.



суббота, 16 октября 2010 г.

Сколько "стоит" педагогическое мастерство школьного учителя?


Что такое педагогическое мастерство? Одни считают, что - это особое состояние человека, профессиональным занятием которого является педагогика, это то, чему можно подражать и к чему можно стремиться. Другие в мастерстве видят огромный труд, постоянный поиск, непрекращающееся самообразование, применение старого опыта в сочетании с новыми технологиями.
В последнее время роль учителя возрастает, недооценка учителя тоже возрастает. Вот почему вопросы оценки учителя, совершенствования педагогического мастерства, компетентности учителя, являются предметом широкого обсуждения.
Как же оценивать результативность работы школьного учителя? Самое трудное - обозначить понятие современной результативности.
С профессией учителя каждый знаком не только не понаслышке ("Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…"),  но даже считает, что знает,  каким должен и каким не должен быть учитель. Кто может и хочет оценивать учителя сегодня?
Во-первых - это администрация школы, в которой работает учитель, далее - коллеги, родители, попечительские советы, ученики и наконец- сам учитель.
Сложно, наверное, выработать чёткие  критерии оценивания профессионализма учителя, так как сохраняются разные взгляды на работу учителя у администрации, детей и их родителей, коллег и самого учителя.
Как оценивает учителя администрация школы?
Администрация любого учебного заведения прекрасно понимает, что высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии профессиональных педагогов, постоянно совершенствующих своё педагогическое мастерство. Одним из главных параметров для администрации является успеваемость учащихся. Одни администраторы подсчитывают "качественные проценты", другие - "положительную динамику роста успеваемости"  за какой-то период времени, другие предлагают организовать постоянный мониторинг деятельности учителя. Конечно же, успеваемость учащихся - это важный  параметр, но  "хорошего качества знаний" можно добиться и фальсификацией оценок.
Внедряемая система аттестации учителя основана на  различных отчётах, "динамиках", свидетельствах, сертификатах, портфолио , что больше говорит об умении  учителя  заполнять данные бумаги , а иногда  и "представить себя лучше, чем есть на самом деле".
На мой взгляд, администрация должна учитывать  насколько хорошо учитель смог подготовить учащихся к ЕГЭ (или к другому независимому контролю), к олимпиадам (или творческим, интеллектуальным конкурсам, научно-практическим конференциям), к поступлению в ВУЗ, а также считаться с мнением и отзывами родителей об этом учителе. Важно, чтобы в оценивании отсутствовал личностный подход, т.е. сегодня ты мне нравишься, а завтра нет.
Как оценивает учителя  его коллеги?
Специалисты в области образования предлагают оценивать работу учителя с помощью опроса преподавательского коллектива школы, который лучше знает достоинства и недостатки конкретного педагога. При опросе "Кому Вы доверите оценить свою работу в классе? "- учителю из вашей школы, учителю из другой школы, завучу, родителям, ученикам, большинство отдают предпочтение учителям из своей школы и из другой школы, таким образом, мнение специалиста по данному предмету ценится выше всего. При этом важна роль учителя-эксперта, насколько качественно и объективно он осуществляет экспертизу.
Как оценивает учителя ученики и их родители?
В оценке профессионализма учителя следует учитывать мнение родителей и учеников. Однако, родительский (или попечительский) совет может только определить и выдвинуть  достойных учителей-профессионалов, а последнее слово всё равно останется за администрацией школы.
Если сравнить результаты различных исследований в области оценивания педагогического мастерства  учителя его учениками, можно сделать следующий вывод: младшие школьники ставят на первое место личностный компонент педагогического авторитета, а старшеклассник - профессиональный компонент педагогического авторитета.
Мнение родителей о педагоге зачастую зависит от того, что рассказывают о нём дети. А у них есть основания иногда лукавить. О какой объективности оценивания может идти речь?
В некоторых странах (США и Германии), предложили ученикам оценить учителей на интернет-порталах. Среди критериев были: степень подготовленности к урокам, справедливый подход к выставлению оценок, компетентность, внешний вид и ряд других. По каждому из критериев ученикам предложили выставлять баллы. Естественно, нашлись сторонники и противники такой оценки учителя.
 Мне кажется, неплохо было бы создать на сайтах школ гостевую книгу, где бы ребята ( а также их родители) могли задать вопросы конкретному учителю, выразить благодарность учителю и т.п. Сейчас популярность завоёвывают  электронные  журналы, но не все школы могут себе это позволить (в силу разных причин).
Почему бы не ввести практику выбора учителя учениками и их родителями (не только в начальной школе)? А куда тогда девать "невостребованных"  учителей?
Как оценивает учитель себя сам?
Одним из самых важных критериев является самооценка. Администрация  школы играет не последнюю роль в формировании самооценки учителя.  Она часто поощряет тех, кого считает нужным поощрять, даже, если эта категория учителей не пользуется уважением среди коллег, учеников и родителей. Они дают "открытые уроки", которые репетируют заранее, участвуют в школьных мероприятиях, которые проводятся в ущерб другим урокам, их постоянно ставят в пример другим учителям и награждают, а фактически они ничего особенного не делают, они и так должны всё это делать в работе. В результате эти учителя начинают верить в своё "сверхсовершенство" и заболевают "звёздной болезнью". Если их попросят представить свой педагогический опыт, то сказать и показать нечего. Другая категория учителей постоянно всем жалуется, что их никто не понимает и не может оценить по достоинству. А что они сделали,  какой ценный вклад они внесли? Такие учителями слывут "занудами" и с ними мало кто хочет иметь дело.
Но есть группа учителей, которых администрация  особо не жалует, но когда их попросят дать "открытый урок", мастер-класс или выступить на Всероссийской конференции, то они не могут отказать, потому что у них есть с чем выступить, что показать, да они просто хотят поделиться своим педагогическим опытом. Эта категория учителей не особенно заметна администрацией, потому что они умеют и хотят работать, не "скулят" по поводу маленькой зарплаты, не таят в себе обиду, что им не достаются лавры и премии и, как раз эти учителя формируют положительный имидж данной школы. Они просто хорошо работают. Разве они не профессионалы?
Предложения по разработки  критериев оценивания педагогического мастерства школьного учителя.
·         Учитель-мастер  должен блестяще знать свой предмет и  уметь научить других. Он требователен не только к своим подопечным, но в первую очередь к себе. Для него не существует " двойных стандартов", он пользуется авторитетом даже у хулиганов.
·         Лучший учитель тот, который вызывает у учащихся интерес к своему предмету, когда ученики с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете, когда ученики не замечают и не слышат звонка с урока и не хотят уходить из класса.   "Настоящий Мастер (как сказала одна учительница) всегда прекрасен в момент трудовой деятельности. Если учитель на глазах хорошеет и начинает светиться - в нём присутствует профессиональный дар, даже если урок не совсем удачный. Нельзя быть мастером в большей или в меньшей степени. Можно достигнуть мастерства или нет".
·         Одним из главных критериев педагогического мастерства  учителя  являются положительные отметки учащихся, полученные при независимом контроле знаний.
·         Учитель-профессионал всегда будет заниматься исследовательской работой, изучением и применением новых методик и технологий. Я бы ещё выделила его умение работать с методической литературой  и умение "преломить" любой учебник под нужды слушателей (это особенно необходимо в профильных классах).
·         Настоящий профессионал никогда не остановится в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, будет участвовать в различных профессиональных конкурсах,  невзирая на возраст, категорию и разные регалии.
·         Учитель-мастер всегда будет рад поделиться своим педагогическим  опытом с коллегами, помочь им методическими разработками в печатном или электронном варианте ( причём бескорыстно). Он обладает педагогическим тактом, что является чисто профессиональным качеством учителя.

В заключении хочу сказать, что педагогическое мастерство учителя оценить трудно, практически невозможно выработать единые критерии, так как с точки зрения разных людей - директора, завуча, методиста, коллеги, ученика и его родителя, учёного, бизнесмена….. взгляд на педагогическое мастерство разное.

1 комментарий:

  1. Очень глубокий анализ нашей жизни. Полностью с вами согласна, Татьяна Викторовна. Приглашаю в свой блог и сайт. http://angliiskiibezproblem.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить