Hello!

Hello Everybody!!!
I've been working as a teacher since 1971.I graduated from the Pedagogical Institute , the department 'Chemistry in English' and began teaching both subjects Chemistry and English. Now I'm an English teacher and work in the StPetersburg Gymnasium. I'm free to choose my own teaching methods, programmes and evaluating techniques.So, I have the opportunity of carrying out independent experimental work, using my own materials. I enjoy developing new classroom and extra-curriculum activities.



Methods of Teaching


ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Т.В. Киреева, 2я СПб гимназия
Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для его творческой активности. Для достижения этих целей эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернета в обучении. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Главная цель, которую мы ставим перед собой, применяя информационные технологии в обучении иностранным языкам - это показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения иностранному языку школьников. В процессе работы я использую нестандартные методы обучения: ролевые игры, дискуссии, интерактивные обсуждения, «мозговые штурмы", круглые столы, которые развивают языковую компетенцию учащихся и их социально активную позицию; творческие учебные задания на развитие навыков говорения, чтения, аудирования и письма; тестовые задания, помогающие осуществлять контроль овладения умениями и навыками; проектную деятельность, тематические презентации, применяющиеся для развития самостоятельной поисковой деятельности учащихся, в приготовлении которых учащиеся пользуются таблицами, плакатами и другим иллюстративным материалом, и, наконец, Интернет.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность,   своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося   в   процессе   обучения    иностранным    языкам.
Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интерне-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи.
Внедрение компьютерных технологий в процессе обучения распространяются невероятно стремительно.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Использование ИКТ помогает учителю:

1.        Повысить мотивацию, познавательную активность ученика и общекультурное развитие учащихся за счёт разнообразия форм и методов работы.
2.        Создавать условия для самостоятельной работы учащихся, совершенствовать навыки владения компьютером, увеличивать объём выполненных на уроке заданий и вовлекать всех учащихся в различные виды деятельности.
3.        Развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности у учащихся.
4.        Обеспечивать в условиях учебной деятельности погружение в языковую среду.
5.        Обогащать содержание урока за счёт представления на уроке максимальную наглядность (благодаря различным презентациям и видео- роликам), расширения информационных потоков использования Интернета.
6.         Использовать тестирование с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу, способствует выработки самооценки у учащегося.
Таким образом, использование ИКТ нацелено на то, чтобы помочь учителю и учащемуся в поисковой, творческой и познавательной деятельности.
Каковы же реальные практические достоинства использования ИКТ в работе учителя  английского языка?

Разработка средств программного обеспечения, диагностики, тестирования


Первое направление связано с созданием компьютерной поддержки для новых отечественных и зарубежных  учебно-методических комплексов.

1.    Создание наглядного  и  раздаточного материала для уроков
Для интенсификации процесса обучения иностранным языкам на уроках английского языка необходимо использование опорных схем-конспектов того учебного материала, который необходимо ученику воспроизвести в форме устного сообщения. Такие схемные и знаковые модели можно изготовить в компьютерном варианте.
Мы в своей работе используем грамматические и тематические методички. Многие учащиеся, обладая хорошими разговорными навыками, проявляют недостаток знаний  фактического материала, что затрудняет коммуникацию.  В связи с этим, возникла необходимость создания  тематических методичек с набором текстов и заданий, содержащих необходимую информацию для осуществления коммуникативных задач. Учащиеся получают большой объём полезной и интересной информации, что значительно повышает мотивацию , развивает умения выбирать, систематизировать и обрабатывать различные виды культуроведческой информации и использовать её при решении коммуникативных, коммуникативно-познавательных и познавательно-поисковых задач.

2.    Создание презентаций
Основными достоинствами компьютерной презентации является то, что она может органично вписаться в любой урок по данной теме, она позволяет работать с большим числом таблиц и схем (не надо рисовать на доске), позволяет всем участникам принимать участие в диспутах с речевыми опорами ( работа в рабочих группах). Наглядность, подготовленная на электронных носителях  (таблицы, схемы, видео-ролики ), помогает сделать урок более насыщенным и интересным.
Их представляют при введение в тематический модуль и при завершении работы над модулем. Они могут быть простые, состоящие из слайдов и звукового сопровождения самими учащимися. Они могут быть сложными, с гиперссылками. С такими презентациями может работать любой ученик при подготовке к зачёту, к экзамену, к проекту.
а) применение презентаций
1.    При ознакомлении с новым лексическим и грамматическим материалом
2.    При закреплении знаний, обобщении и подготовки к различным формам контроля
3.    При совершенствовании различных видов речевой деятельности
4.    При изучении страноведческого материала
5.    В проектной деятельности учащихся
б) Преимущества презентаций
1.    Поддержка УМК при обучении всем видам речевой деятельности (возможность использовать    различные типы нестандартных уроков, возможность представить учащимся после выполнения задания правильные ответы в письменном виде)
2.    Сочетание текстовой, аудио- и видеонаглядности (управление вниманием учащихся за счёт эффектов анимации, гиперссылок, разных нестандартных заданий)
3.    Развитие креативной деятельности учащихся (участие в проектах, самостоятельная творческая работа учащихся по созданию презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики)
4.    Экономия времени и места на доске (более быстрый темп урока, возможность использования отдельных слайдов в качестве  наглядного материала, нет необходимости рисовать на доске схемы, таблицы, диаграммы)
5.    Возможность осуществлять повтор демонстрируемого материала (даже через некоторое время спустя), добавлять неограниченное количество нового материала, дополнений, новых схем, таблиц и т.п.)

3.        Создание электронных пособий
Достоинствами электронных пособий, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации.

Пример 1: Электронное пособие для подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку.
Пособие     предназначено   учащимся   и учителям , желающим    подготовиться (и подготовить) к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Оно    помогает   учителю и ученикам совершенствовать навыки работы с поисковыми системами Интернета  и   грамотного использования огромного количества информации.

Пример 2: Грамматический практикум “Grammar Class
Данное пособие предназначено учителям (при введении грамматического материала) и учащимся (при совершенствовании грамматических навыков). В пособие включены:
·      презентация для введения  грамматического материала и практикум для закрепления материала
·      интерактивные упражнения для практического овладения грамматическими навыками
·      пакет тестов, которые можно дать учащимся для контроля знаний (промежуточные 10-минутные тесты,  20-минутные тесты, итоговые тесты  при прохождении данного раздела)

Грамматические упражнения увлекательными не назовёшь, да и подбор таких заданий в учебнике не всегда достаточен. И тут на помощь приходит грамматический практикум “Grammar Class”.  Упражнений много, и уровень сложности идет по нарастающей. Учитель может найти каждому ученику задания по силам, что является хорошим стимулом в работе. Все упражнения можно использовать как для тренировки и закрепления, так и для контроля знаний учащихся.

4.        Применение компьютерных технологий на уроках (Приложение)
5.         Использование мультимедийных ресурсов, поддерживающих  учебно - методический комплекс «New Opportunities Russian Edition»
·      "Test Master CD-Rom" (издательство Pearson Education Limited. Longman) разработан для каждого уровня УМК. Это важное и объемное дополнение к учебному комплекту. Данный диск предоставляет большое количество упражнений для отработки грамматики и лексики.
·      Большую помощь в изучении и закреплении грамматики предоставляет интерактивный курс "Grammar Time " (издательство Pearson Education Limited. Longman). Упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Данный курс эффективен для проведения контроля в компьютерной форме, что сегодня является актуальной проблемой при проведении мониторингов.
·      “New Opportunities. Education for Life” (издательство Pearson Education Limited. Longman)
Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Формы   работы    с   компьютерными    обучающими    программами      на уроках иностранного языка включают:
- изучение лексики;
- отработку произношения;
- обучение диалогической и монологической речи;
- обучение письму;
- отработку грамматических явлений.
Данная программа легка в пользовании, необходимы минимальные навыки работы с компьютером, что очень важно при работе с группой учащихся.

6.      Использование ресурсов Интернета

Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством     дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.  Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Основу же для этого умения можно и нужно закладывать еще в школе. Способность отобрать важную информацию, проанализировать ее вырабатывается на практике с помощью аналитического чтения. Формирование этого качества напрямую зависит от методических подходов, используемых в процессе обучения, от характера заданий, которые получают учащиеся.

Второе направление относится к разработке средств тестирования и диагностики  уровня владения языком.
Компьютер окажет неоценимую помощь в проведении тестирования, в накоплении результатов тестирования и их обработке. Без компьютерной поддержки эта работа может захлебнуться в огромном объеме материала. Обучающие программы по английскому языку составляют значительную часть всего учебного программного обеспечения, которые направлены на отработку и закрепление всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, лексики-грамматики, говорения и письменной речи.

1   Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

         Данное направление является наиболее распространенным в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Число созданных компьютерных программ для изучения английского языка уже превышает число "обычных" школьных учебников, но их качество сих пор остается неудовлетворительным. Все они основаны на использовании готовых мультимедийных учебных курсов, предлагающих упражнения на закрепление изучаемого фонетического, грамматического и лексического материалов.
Материал данных учебных "пособий" представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического разделов по различным аспектам, включённым в обязательный минимум содержания образования по английскому языку. Данная часть программы может использоваться в качестве дополнительной работы на уроке.
Еще одним важным недостатком таких программ является отсутствие возможности изменить содержание программы, обновить и расширить базу данных учебных текстов, дополнить и изменить упражнения, с учетом уровня знаний учащимися того или иного лексического материала или в соответствии с учебным планом того или иного образовательного учреждения или конкретного учителя.

2  Создание базы тематических  тестов для работы на уроке или дома  (в печатном  и электронном виде )
3.  Создание авторских интерактивных упражнений ( на базе программной оболочки HOT POTATOES)

Третье направление относится к использованию компьютера во внеурочной деятельности учителя.

Сегодня ИКТ внедряются не только в традиционные уроки, но и все чаще используются во внеурочной деятельности учителя. Прежде всего, это подготовка и оформление различных проектов, рефератов, докладов, проведение внеклассных мероприятий.

·      Подготовка и оформление разных проектов, докладов,  выступлений.
·      На факультативных занятиях, на разных курсах, во внеклассной работе по предмету.
·      Создание и размещение в сети авторских сайтов и web-страниц в плане обмена опытом с другими пользователями
·      Активное участие в работе  форумов  профессиональных сайтов
·      Участие в видеоконференциях, чатах, переписке с жителями англоговорящих стран посредством электронной почты
·      Участие в международных сетевых проектах и международных Интернет-конференциях


Используя современные компьютерные технологии в обучении английского языка, я поняла, что никакие технические средства не смогут заменить живое слово учителя, не смогут помочь понять материал так, как сможет помочь учитель, научить, как учитель, а значит, профессия учителя была, есть и будет!






















Комментариев нет:

Отправить комментарий